Кугече: мертвые приходят в деревню

Кугече – “марийская пасха” – приходится на православную пасхальную неделю, но начинается во вторник и заканчивается в субботу. Кугече связан с понятием чистоты, поэтому во время празднования часто топят баню, очищают воду. Этот праздник до сих пор подробно регламентирован: в некоторые дни ничего нельзя делать, в другие, наоборот, нужно топить печь, мыться в бане, готовить еду.

Главный день марийской пасхи – четверг. Это апогей праздника, когда мертвые приходят с кладбища, чтобы навестить родные дома. В деревне они будут несколько недель, вплоть до Семика, когда их провожают обратно и снова кормят, но уже на могилах. Считается, что во время Кугече лучше всего кормить покойников перед самым рассветом, в тот момент, когда они приходят в дом, где умерли. Важно делать это не внутри дома, где пространство предназначено только для живых, а снаружи, например, в сенях. Даже близкие люди после смерти могут принести неприятности, если их допустить слишком близко.

Надежда Накоскина с подругами показывает, как проходит обряд кормления мертвых во время Кугече. Важную роль в обряде играют самодельные свечки – вымоченные в растопленном воске полоски ткани наматываются на палки. Каждому покойному стараются ставить отдельную свечку. Если она при горении трещит, значит, покойному нравится угощение. Деревня Сызганка, Пермский край.

Марийский карт Борис Александров и баба Таня рассказывают о том, как молоко закрывает живых от покойников, которые приходят в деревню во время Кугече. Деревня Марийские Карши, Свердловская область.

Надежда Яшкина рассказывает о том, как ее мать справляла Кугече. Деревня Верхний Потам, Свердловская область.

Во вторник шаньги делаем, печь топим, пол моем во вторник. В среду до обеда топить не надо, дым не шел, чтобы. Грех будет. Потом во вторник мясо или чего-нибудь поставить, хоть куриное, хоть чего. Потом это съешь, до обеда не топишь. Этот день прошел. А в четверг покойников кормим, родных всех. С утра очень рано вставать надо. Что готовим: мясо, варишь яйца, такое сладкое все, и чего-нибудь состряпаешь, покойников кормишь. Потом проводишь. Это четверг. День прошел. Но делать-то ничего нельзя, домашнее только, что надо. Скотина есть, так все равно смотреть надо, хоть праздник, хоть чего. Значит, в четверг мы топим печь опять, голову ставим. В печку голову – свиную голову, мясо такое. И в пятницу это съедим, значит, а огонь опять не надо делать нигде, ни газ, ничего топить нельзя. Грех будет. Мясо едим вот. И с утра пораньше воду таскаем мы. У нас бачок – из бачка всю воду выливаем: золу ложат покойники. Раньше свекровка говорила: «Глаза очень-очень не смотрят, будто в глаза золу. Мутно делается”. Суеверно раньше, а сейчас я не замечаю. И мы все это выливаем, чистую воду приносим. Значит, суббота. Суббота опять баня, пол моем, опять шаньги, чего-нибудь состряпаем. На воскресенье молиться. Но сейчас не молятся, конечно.

Ольга Вапаева

Деревня Андрейково, Свердловская область

“Очень рано”. И на Кугече, и на Семик самое важное время наступает перед самым рассветом. На сороковой день мертвые в это время окончательно уходят на тот свет, на Кугече приходят с кладбища в деревню, чтобы погостить, а на Семик – возвращаются обратно.

“Золу ложат покойники”. Покойники в целом склонны приносить неприятности – от мелких, вроде загрязненной воды, до крупных, как болезнь или даже смерть.

Ольга Вапаева

Деревня Андрейково, Свердловская область

Во вторник шаньги делаем, печь топим, пол моем во вторник. В среду до обеда топить не надо, дым не шел, чтобы. Грех будет. Потом во вторник мясо или чего-нибудь поставить, хоть куриное, хоть чего. Потом это съешь, до обеда не топишь. Этот день прошел. А в четверг покойников кормим, родных всех. С утра очень рано вставать надо. Что готовим: мясо, варишь яйца, такое сладкое все, и чего-нибудь состряпаешь, покойников кормишь. Потом проводишь. Это четверг. День прошел. Но делать-то ничего нельзя, домашнее только, что надо. Скотина есть, так все равно смотреть надо, хоть праздник, хоть чего. Значит, в четверг мы топим печь опять, голову ставим. В печку голову – свиную голову, мясо такое. И в пятницу это съедим, значит, а огонь опять не надо делать нигде, ни газ, ничего топить нельзя. Грех будет. Мясо едим вот. И с утра пораньше воду таскаем мы. У нас бачок – из бачка всю воду выливаем: золу ложат покойники. Раньше свекровка говорила: «Глаза очень-очень не смотрят, будто в глаза золу. Мутно делается”. Суеверно раньше, а сейчас я не замечаю. И мы все это выливаем, чистую воду приносим. Значит, суббота. Суббота опять баня, пол моем, опять шаньги, чего-нибудь состряпаем. На воскресенье молиться. Но сейчас не молятся, конечно.

“Очень рано”. И на Кугече, и на Семик самое важное время наступает перед самым рассветом. На сороковой день мертвые в это время окончательно уходят на тот свет, на Кугече приходят с кладбища в деревню, чтобы погостить, а на Семик – возвращаются обратно.

“Золу ложат покойники”. Покойники в целом склонны приносить неприятности – от мелких, вроде загрязненной воды, до крупных, как болезнь или даже смерть.

Антонина Алиева

Деревня Сарсы, Свердловская область

“Обрадовался”. Радость или благодарность покойников –постоянный мотив в рассказах о них. Потрескивание свечи или сигареты – явный признак, что покойник находится рядом и дает о себе знать.

Пасха начинается, духи, это все, покойников надо кормить. Большой таз золы приносили из бани. Ставили свечки, но не эти, не магазинные – тогда этих не было. В баню сходят, из веника брали ветки, туда воск и вот свечи такие делали. Сколько покойников, например, у бабушки в семье, было – вот столько свеч ставили в золу. И вот начинает она угощать. Рано начинает. Печь топит, печь горит, там оладьи, все. Яички крашеные. И по имени она, свечки ставит и зажигает по имени, и потом она говорит: «Ой, до того сын Миша обрадовался – прямо горит. До того красиво горит, что пришел. Вот такое все было. Потом провожали. После Пасхи до Семика – ну, так родительский день называется у нас – до этого, как говорится, дух покойников на свободе.

Антонина Алиева

Деревня Сарсы, Свердловская область

Пасха начинается, духи, это все, покойников надо кормить. Большой таз золы приносили из бани. Ставили свечки, но не эти, не магазинные – тогда этих не было. В баню сходят, из веника брали ветки, туда воск и вот свечи такие делали. Сколько покойников, например, у бабушки в семье, было – вот столько свеч ставили в золу. И вот начинает она угощать. Рано начинает. Печь топит, печь горит, там оладьи, все. Яички крашеные. И по имени она, свечки ставит и зажигает по имени, и потом она говорит: «Ой, до того сын Миша обрадовался – прямо горит. До того красиво горит, что пришел. Вот такое все было. Потом провожали. После Пасхи до Семика – ну, так родительский день называется у нас – до этого, как говорится, дух покойников на свободе.

“Обрадовался”. Радость или благодарность покойников –постоянный мотив в рассказах о них. Потрескивание свечи или сигареты – явный признак, что покойник находится рядом и дает о себе знать.

Мы на Пасху именно в четверг угощаем. Они придут оттуда, с того света. И вся родня, кто умер, кто ушел. Седьмого моя вот будет три года как дедушка умер. Вот и угостила, песни пела, самогоном поила. У меня отец, мать, свекор, свекровка, у свекровки еще другого сына… у старика вот Трофим его сын умер тоже. Все тут что есть. Яйца варят именно в четверг. Я вот супик варила, из мясорубки мясо рубила и готовила супик. С крупой, заправку ложила. Не обязательно такое, некоторые куриц варят, не целиком. Что едим, тем и кормим!

Мария Ильина

Деревня Малая Тавра, Свердловская область

“Яйца варят именно в четверг”. Яйца часто встречаются в качестве угощения мертвым, и не только на Кугече, но и по всем остальным поводам, включая 9 мая. В деревне Верхний Потам нам объяснили, что яйца точно дойдут до покойных.

Мария Ильина

Деревня Малая Тавра, Свердловская область

Мы на Пасху именно в четверг угощаем. Они придут оттуда, с того света. И вся родня, кто умер, кто ушел. Седьмого моя вот будет три года как дедушка умер. Вот и угостила, песни пела, самогоном поила. У меня отец, мать, свекор, свекровка, у свекровки еще другого сына… у старика вот Трофим его сын умер тоже. Все тут что есть. Яйца варят именно в четверг. Я вот супик варила, из мясорубки мясо рубила и готовила супик. С крупой, заправку ложила. Не обязательно такое, некоторые куриц варят, не целиком. Что едим, тем и кормим!

“Яйца варят именно в четверг”. Яйца часто встречаются в качестве угощения мертвым, и не только на Кугече, но и по всем остальным поводам, включая 9 мая. В деревне Верхний Потам нам объяснили, что яйца точно дойдут до покойных.

.

текст, видео:

НАТАЛЬЯ КОНРАДОВА

фото, видео:

ФЕДОР ТЕЛКОВ, АЛЕКСАНДР СОРИН

фото: АЛЕКСЕЙ ЕРШОВ

дизайн сайта: АНАСТАСИЯ ЛЕБЕДЕВА

видео: АНАТОЛИЙ КУРЛАЕВ

веб-дизайн: ИЛЬЯ ФИГЛИН

партнеры проекта:

Новосибирский государственный

краеведческий музей

Фонд «Президентский центр

Б.Н. Ельцина»

All rights reserved © 2019. Разрешено использование материалов со ссылкой на сайт и Фонд “Хамовники”.

текст, видео:

НАТАЛЬЯ КОНРАДОВА

фото, видео:

ФЕДОР ТЕЛКОВ, АЛЕКСАНДР СОРИН

фото: АЛЕКСЕЙ ЕРШОВ

дизайн сайта: АНАСТАСИЯ ЛЕБЕДЕВА

видео: АНАТОЛИЙ КУРЛАЕВ

веб-дизайн: ИЛЬЯ ФИГЛИН

партнеры проекта:

Новосибирский государственный

краеведческий музей

Фонд «Президентский центр

Б.Н. Ельцина»

All rights reserved © 2019. Разрешено использование материалов со ссылкой на сайт и Фонд “Хамовники”.