В ответ на наши расспросы о специфических марийских обрядах, праздниках и традициях, марийцы всегда рассказывали нам о своей семье, а особенно – о родителях, бабушках и дедушках. С их точки зрения, марийскость находится именно там – в биографиях их предков. Из их рассказов сложилась история уральских марийцев ХХ века.
За пропуск трудодней в колхозах и совхозах во время праздников их наказывали. Хозяйства, которым после войны требовалась рабочая сила, не отпускали жителей деревень на учебу в райцентры и города. Большая часть рассказанных нам личных историй были посвящены работе в колхозе – часто за продукты, а не за деньги, и без какой-либо надежды на улучшения.
В 1930-е годы на Урале был голод, о котором мало известно за пределами деревень. Владимир Айметов обнаружил захоронение умерших во время голода и установил памятник.