Честно говоря, это увидел и продвинул совсем другой человек. Это Айметов Владимир Иванович, глава крестьянского хозяйства, в котором я тогда работал агрономом. То есть он с 2000 года организовал это хозяйство, а я тут тоже работал. Одни словом, мы с ним начали работать вместе. И он, стоя горой за все это марийское – давайте-давайте, мы будем проводить молебны, участвовать там. Сам много раз оставлял на жертвоприношение свои подарки, то барана, то… один раз даже быка. Ну и я каждый год ездил туда к нему помогать, то есть фактически помогал я ему не в силу своих служебных обязанностей, а просто как по дружбе. Ну и постепенно… Оказалось так, что [карту] Борису Алексеевичу надо было рядом кого-то с собой, ну и он благословил.
У нас есть свои определенные нельзя, табу, которых мы в той или иной степени придерживаемся. Например, нельзя непосредственно принимать участие или организовывать похороны. Люди ушли на тот свет, и ушли. Марийцы относятся к этому очень легко и свободно. Ну ушел, значит идет все по цепочке, если дети хоронят родителей – это нормально, и у нас нет поводов убиваться, горевать. Так положено, так это все по природе идет. Когда дети умирают или когда нарушается вот этот порядок, это, конечно, другое. Но все-таки ушло и ушло, это уже не дело карта. Дело карта – осветлять, продвигать в будущее и расцветать. А то, что уже угасает, это уже нас не сильно касается. И у нас нет такого обряда – отпевания. На молебнах мы скажем слово, что такой-то такой-то… Но то, что мы приходим за него, что он был раб божий, такого я ни разу не видел и сам ни разу не участвовал.
Был случай в семье достаточно близких моих родственников. Как бы говорят проклятие такое или не проклятие. Сыновья до срока еще уходят из этого мира, и родители попросили провести молебен, чтобы снять это проклятие, либо как-то настроить… Там как раз родился еще один сынишка, и они хотели, чтобы этого сына та судьба не коснулась. Провели молебен. Мы работаем с причиной, а не со следствием, то есть нам интереснее наладить природное – то, что было отпущено судьбой – а не то, что уже случилось. Умер и умер. До срока ушел, но что ж теперь поделать, все равно воскресить его не сможем.
Конечно, марийцы в черной и белой магии тоже сильны, но я сам ничем подобным ни разу не увлекался. Хотя есть большой пласт нашей культуры в этом, что накладывают проклятия, и, по утверждениям, это очень сильное и доходящее. Если сказано, то оно будет. И с этим никто уже ничего делать не может. И представители других религий, других вероисповеданий, они не могут с этим ничего поделать. Марийское проклятие, если оно наложено, оно очень сильное. Даже еврейское не может с ним ничего поделать.
Я придерживаюсь позиции, которую озвучил наш верховный карт Таныгин Александр Иванович с Йошкар-Олы. Мы никому запретить присутствовать на наших молебнах не можем и не должны. Если люди туда приходят, значит, они уважают. Кто уважает, кто боится, кто по другим каким-то причинам, но они туда приходят. Значит, мы должны быть к ним если уж не со всей душой, то хотя бы терпимыми. Пришел, значит, это тебе надо. Но они не ходят, значит, это им не надо, либо какие-то другие пути их отводят. Тут у нас на деревне был один мужчина, я, говорит, три раза ходил, пытался попасть на эти молебны, все вокруг да около исходил, но так на молебен и не попал. Не знаю, почему. Все понятно, все объяснили – туда придешь, так повернешь. Но отводит его, плутает, сам не подходит. Значит, не созрел, не должен был там присутствовать, на все воля божья.